Услуги страхования грузов

Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями могут выступать лю​бые юридические и физические лица, являющиеся грузоот​правителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.

Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования гру​зов на условиях:

1 — "с ответственностью за все риски"

2 — "без ответственности за повреждение".

Страхование "с ответственностью за все риски" означает воз​мещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, по предупреж​дению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной ответственности составля​ют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных вол​нений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного зара​жения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необ​ходимых требований по упаковке грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза чер​вями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, особых и естественных свойств груза, включая усуш​ку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования "без ответственности за повреж​дения" возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств, провалом мостов, аварией при погрузке, выгрузке, ук​ладке груза. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесооб​разно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, со​хранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страхо​вании "с ответственностью за все риски" и, кроме того, потери вследствие подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости на​ружной упаковки, кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.

Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхо​вателем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продол​жается в течение всей перевозки (включая перегрузки и пере​валки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указан​ный в страховом свидетельстве (полисе).

Договор страхования может заключаться как по месту нахож​дения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:

— точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

— номера и даты перевозочных документов;

— вид транспорта

— способ отправки груза (навалом, насыпью, наливом);

— пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

— дата отправки груза;

— стоимость груза (страховая сумма);

— вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой организации договор может заключать​ся с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвен​тарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации обо всех существенных изменениях степени риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловлен​ного в договоре страхования или обычного пути, изменении пун​кта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое транспортное средство, изменении способа отправки и т.д.

Страховая организация имеет право с учетом этих изменений пересмотреть условия страхования или потребовать уплаты до​полнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного пла​тежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфических свойств перевозимых грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию поврежденного груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страхо​вом случае, необходимо сообщить страховой организации. Послед​няя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхо​вого акта и определению ущерба.

Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости погибшего (пропавшего) и степени повреждения со​хранившегося груза.

В соответствии с международной практикой страховые акционерные общества применяют три типа стандар​тных условий страхования грузов: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию", "без ответст​венности за повреждение, кроме случаев крушения".

Первый тип в основном аналогичен тому, о котором говорилось выше, они даже имеют одинаковое название. Второй и третий типы между собой отличаются незначительно: в одном при ограниченной ответственности тем не менее возмещаются потери и от гибели и повреждения грузов; в другом за повреждение ответ​ственности, как правило, нет, она предусмотрена только в случае крушения судов